Флаги России.

Эволюция Российского флага.

Символ России…Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако, ответы, без сомнения, будут разные. Проблемами символов и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей - математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы.
Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Подобное триединство в мировой практике начало складываться сравнительно поздно, с XIX века. С этого времени символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно.
Флаг Российской империи, его цвета определялись гораздо позднее первых гербовых эмблем - через 200 лет после появления государственной печати. Бело-сине-красный флаг "подарил" России флот Петра I . В борьбе за звание "государственного" флага ему пришлось на протяжении почти двух столетий "конкурировать" с черно-желто-белым императорским стягом.
Российская государственная символика находится в ряду тех проблем, которые еще не так давно казались малозначительными, не вызывали особого интереса ни у историков, ни у широкого круга читателей. Теперь уже новые поколения, "повернувшись лицом" к своей истории, вспомнили и о давно забытых, низвергнутых в прямом смысле этого слова эмблемах и символах, чуть ли не возводя некоторые из них на пьедестал. Историческая память, причастность к деяниям предков, к исконным корням своим воскрешается в старых символах, которые важны нам, прежде всего как памятники прошлого.
С этих позиций я рассматривается работа флаг Российской Империи.
Флаг - один из символов государства, он - выразитель функционирования единого государства, его независимости, самостоятельности, суверенитета, ему присуща историческая преемственность, и он служит для узнаваемости того или иного государства.
Державы Европы, как правило, образовывались одной основной нацией, поэтому для них "государственный" и "национальный" означают одно и тоже. Для многонациональных государств правильнее не смешивать эти понятия. Помимо названных, флаги бывают торговые, военные, церковные, партийные, ведомственные (почтовые, торговые, пограничные и т.д.) Отдельно выделяются штандарты глав государств, президентов, королей, султанов и т.д. В то же время один и тот же флаг может представлять правительство, военно-морской и торговый флот; особенно часто государственный флаг совпадал и совпадает с флагами военным и коммерческим.
Государственному флагу, как святыне, отдают высшие государственные почести. Достоинство его подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации и государства. Правила вывешивания и вынос флагов в разных странах различны - от жесткой регламентации по строго фиксированным датам до распоряжения ими любыми гражданами по своему усмотрению.
В большинстве стран государственные символы (герб, флаг, гимн) понимаются как общенациональные и объединяющие. Они внесословны, внеклассовы, внепартийны и постоянны, т.е. не меняются при смене правящих режимов. Верность своим эмблемам и способность пронести их сквозь века составляют особую гордость и служат залогом преемственности исторической жизни народов. Вспомним, что польский народ с X в. сквозь все бури национальной истории пронес свою святыню - "Белого Орла", албанцы сохранили верность черному двуглавому орлу, чехи и болгары - своему льву и т.д.
Итак, современный государственный флаг символизируют свою нацию, без различия классов, групп, прослоек или партий, которые могут иметь свою отдельную символику. Расцветка государственных флагов устанавливалась по-разному: по цветам гербов правящих династий, армейских мундиров, по предпочтительным цветам, по морским вымпелам или случайно, явочным порядком.
Четыре разноцветных флага живут в современной политической жизни России. И каждый имеет корни в отечественной истории. Вопреки расхожему мнению, бело-сине-красный восходит не к торговому, а к военно-морскому флоту, Андреевский - не только к военно-морскому, но и к армейскому, красный - помимо того, что является символом пролетарской солидарности, соотносится и с багряными древнерусскими знаменами, черно-желто-белый - связан с традициями Романовской династии.
Все эти флаги - историческая ценность русского народа. В разные периоды новой истории их называли символами то "неповиновения", то реакции, то русской свободы, то контрреволюции. За них, бывало, расплачивались жизнью.
Государственный флаг в России, как и во многих других странах Европы, утвердился по-настоящему лишь в XIX веке.
В России не было рыцарского сословия, цехов, гильдий, университетов, независимых епископатов, вольных городов и (до XYIII в.) флота, поэтому русские люди, кроме династических, военных и церковных, не знали ни рыцарских, ни цеховых, ни городских знамен.
События 19-21 августа вернули России трехцветный народный флаг.
Стяги (знамена) существовали уже в древней дохристианской Руси. История же трехцветного бело-сине-красного флага восходит ко времени Петра I и связана с развитием мореходства. Он дал первым построенным судам бело-сине-красный флаг с двуглавым орлом в середине. Этот флаг был назван флагом Царя Московского. Первый раз флаг был поднят при плавании Петра I в Белое море на яхте "Святой Петр" в 1963 г.
Возникает вопрос, чем объясняется выбор белого, синего и красного цветов? Существует несколько версий. Вот две из них. Первая - белый цвет считается на Руси символом правды. Красный цвет олицетворялся с красотой - что красно, то хорошо, красиво.
Вторая версия. На Руси этим цветам придавали символический смысл: белый - благородство, синий - верность и целомудрие, красный - любовь и мужество.
Почему же бело-сине-красный, принятый первым, оказался на втором плане после Андреевского флага? Ответ может быть однозначным - власть активно утверждала культ первосвятителя Русской земли и покровителя мореплавателей Андрея Первозванного. Андреевский флаг видели в "викториальные" дни на триумфальных арках вместе с орлиным флагом. Андреевский крест испускал голубой огонь во время фейерверков; голубой русский крест реял над шведским - желтым на захваченных кораблях; с косым крестом чеканили червонцы. Держава Петра Великого входила в семью европейских народов под Андреевским, а не трехцветным флагом, который не обладал подобной политической значимостью. Тем не менее, Петр I не собирался отменять бело-сине-красный символ, восходящий к временам его отца.

ПРЕДЫСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛАГА.
Флаг - это символ или знак, сделанный из ткани. Считается, что люди, которые несут или вывешивают флаг, таким образом показывают свою принадлежность к какой-либо стране или организации.
История флагов не просто тесно связана с историей знамен, а является ее частью. И это вызвано не только их типологической близостью, но и прежде всего тем, что флаг тоже знамя, хотя и имеющее особую функцию.
Государственный флаг утвердился по-настоящему лишь Х1Х в. Несмотря на многочисленность Российского государства, к нему допустимо принять также понятие "национальный", совпадавшее тогда с понятием "общий", "всесословный", "общенародный", "государственный".
В отличие от государственных флагов родословная боевых знамен теряется в глубокой древности.
Знамена - символы объединения и власти. К первым относятся знамена организаций, воинских частей и соединений, флаги государственные, национальные, морские; ко вторым - императорские, царские, королевские, президентские и разнообразные владетельные штандарты. Ту же функцию исполняли значки полководцев, вымпелы и флаги морских начальников. Видишь, не будет большой натяжкой, если я скажу, что первым знаменем был посох, который держал в своей руке самый первый пастух, идя впереди самого первого стада. Этот посох был и символом власти пастуха над стадом, и символом объединения стада вокруг пастуха.
Кроме того, к знаменам следует относить и предметы, которые не являются ими в прямом значении этого слова, но имеют ту же символику и видимо, связаны с ними генетически. Это разнообразные символы власти: жезлы, скипетры, державы и т.д.
Основные составные части знамен: древко, полотнище, навершие, ленты, тесьма, шнуры с кистями, скоба, подток. Наибольшая информативность содержится в полотнищах, навершиях и скобах.
При исследовании любого вида исторических источников важно определить терминологию; существует целый ряд названий на русском языке для обозначения того или иного типа знамени: знамя, штандарт, флаг, хоргувь, стяг, прапор, вымпел, значок, флюгер, бунчук. Однако нет обобщающего термина.
Таким образом, знамена представляют собой источник, помогающий уточнить направление развития идеологии, Они могут служить определенной периодизации социально-политических процессов. Являясь официальными инсигниями, знамена дают наиболее яркое представление об идеологической направленности того или иного государственного устройства, той или иной политической партии. Как справедливо писал К.К.Мамаев, "знамена можно в какой-то мере сопоставить с политическими плакатами. Они отражают не только идеологическую тактику. Со сменой конкретных политических лозунгов менялось и содержание знаменной символики".
Пока на Руси не было единого государства, не могло существовать и государственного флага. С образованием к 1Х веку славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове, Переяславле и других городах стали возникать и первые предшественники флагов - стяги, символы княжеской власти. Стяги представляли собой длинные шесты, на вершине которых укреплялись древесные ветви, пучки трав, конские хвосты. Затем на стягах стали укреплять большие куски тканей яркого цвета в форме клина. К верхнему концу - навершию - прикрепляли металлический острожок.
Во время сражения стяги находились на самом заметном месте, чтобы их мог видеть каждый ратник. Сражающиеся стороны стремились сбить в первую очередь стяг противника, к нему направлялись все усилия нападающих; вокруг стяга сосредотачивались и лучшие формирования обороны. В стяговники обычно выбирали богатырей. Самые жаркие схватки, самые кровавые сечи происходили именно здесь. Падение стяга, сбитого неприятелем, приводило к замешательству войска и обычно заканчивалось его поражением.
Можно предположить, что цвета и рисунки стягов славянских и древнерусских племен до крещения Руси были разными для разных отрядов, но преимущественным цветом , видимо, был красный. Именно такой цвет щитов был наиболее распространен у русских, поляков и литовцев. Краска изготовлялась из насекомого - "дубового червеца" и была ярко-розово-красной, поэтому строй "чръленых" русских щитов на поле брани сравнивался с зарей.
По форме некоторые великокняжеские стяги до 988 г н.э. были трехвостыми или с трехступенчатым вырезом на конце, к которому пришивались кисти. Такая форма стягов вместе с "двузубцем" - знаком-гербом русского великого князя Святослава прочерчивалась на арабских дирхемах Х в., имевших хождение на территории Древней Руси.
После введения христианства на Руси на стягах стали изображать крест Господень, и они приобрели значение святыни. В Х11-ХУ веках стяги уменьшились в размерах. Под стягами стали отправлять церковные службы, приносить присягу, заключать договоры. В конце ХIV века на русских стягах появляется лик Спасителя, что отражало определенную степень объединения русских племен вокруг символа христианской веры. Стремясь помещать начавшемуся в Х1У веке объединению русских земель, хан Мамай вторгся в Московское княжество. Два войска сошлись 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. В центре русских дружин возвышался великокняжеский стяг. В древнейшем документе "Поведение и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского" говорится, что на стяге чрмного, то есть красного, цвета был изображен Иисус Христос. Впервые стяг называется "знаменем".
Во второй половине ХУ1 - ХУ11 веке использовалось несколько видов знамен: большое царское, сопутствовавшее царю в походах; малое - царского полка; воеводские, именовавшиеся по названию полка, состоявшего под началом воеводы; малые сотенные - дружинные. В ХУ11 веке знамя с полным царским титулом выдавалось самым крупным войсковым частям (например, Большому полку) перед началом боевых действий в торжественной обстановке на Соборной площади Кремля, в присутствии царя и патриарха, которые после молебна пешком провожали знамя к кремлевским воротам, где их ожидали войска (такой ритуал выполнял и Петр Великий). После похода знамя сдавали в Большую Казенную палату.
На русских знаменах изображались святые , двуглавые орлы, солнце, звезды, единороги и др. По краям знамена имели широкую кайму, богато расписанную или расшитую серебряными или золотыми нитями. Изображение Спаса и других религиозны святынь на боевых знаменах прошли сквозь всю историю русской армии. Согласно летописной "царственной книге" перед штурмом Казани в 1552 году Иван Грозный выстроил полки и развернул перед ними малиновое, как у Дмитрия Донского, знамя с тем же крестом, который в 1380 году был свидетелем поражения полчищ Мамая. Все воины и царь во время общего молебна молились на образ "Нерукотворного Иисуса Христа". Со знаменем Спаса, таким же как в 1552 г. русские полки совершили два похода на Крым в 1687 и в 1689 г.г. С тем же ликом "Спасителя мира" ходил на шведов в 1701 г. фельдмаршал Б.П.Шереметев
Совершенно особым типом знамен были государственные (царские) стяги ("государевы большие знамена"). Они исполнялись в единственном числе, были очень роскошны и одновременно являлись, по сути, стягами всех вооруженных сил и даже Русского государства, подобно красной "орифлаше" Французского королевства и "Санджак-шерифу" - главному зеленому знамени Османской империи. Государственными стягами были "червчатое" (красное) знамя "Всемилостивого Спаса" Ивана Грозного 1552 г., его же лазоревый стяг 1560 г., а также красный 1653-го и зеленый 1654 г. стяги царя Алексея Михайловича."Казанское знамя" 1552 г., как указывалось, было из малиновой камки.. Огромный, площадью около 12 кв.м стяг 1560 г. имел лазоревую середину, белый откос, красную кайму.
Царское знамя со Спасом 1653 г. Алексея Михайловича также было алым; середина знамен Большого и Особого полков 1653-го и 1654 годов была малиновой, откосы белыми и зеленоватыми.
Середины полковых знамен ХУ11 в. были голубыми, малиновыми, алыми. а их откосы, как правило, белыми. Малиновым было и воеводское знамя князя Д.М. Пожарского с изображением архангела Михаила и Вседержател Иисуса Христа.
В знаменах поместного ополчения и стрелецких самыми распространенными тоже были красные, синие и белые краски. Цвета стрелецких знамен соответствовали цветам кафтанов стрелецких полков.
Рисунки стрелецких знамен символизировали "христианское войско" и уподоблялись иконе: по краям кайма, по середине - прямой крест, а в почетной первой четверти - изображался восьмиконечный русский православный крест "с подножнем". Этот символ православной России мог на знамени замещать государственный герб двуглавого орла. Алые и золотые звезды на полотнище означали номер роты и полка.
Полотнища сформированных на "европейскую ногу" полков Иноземного строя (солдатских, драгунских и рейтарских) выбирались по вкусу офицеров, среди которых много было иностранцев, и на них кроме белых и красных встречались и желтые и черные цвета. Полковое знамя иноземных солдатских полков было обязательно белое, ротные - разноцветными.
Со второй третиХУ11 в. на сотенных и ротных знаменах появились геральдешеские, светские и мифилогические эмблемы (грибы, единороги, гамалоны). Изображение орла на полковых знаменах появилось в конце этого века. Самым же распространенным в торжественных случаях в России считался красный цвет. Его использовали везде - начиная от "чертожного места" при коронованиях в Успенском соборе Кремля, балдахинов над царем во время крестных походов и кончая праздничными и свадебными нарядами русских девушек.
Во время парадных встреч полков выносили чаще всего лазаревые, красные и белые знамена. Появлялись иногда и поясные двухцветные бело-красные штандарты.
3 сентября 1634 г. турецкого посла встречали шестью штандартами: "Первый, принадлежавший лейб-кампании, был из белого атласа, с изображением на нем двуглавого орла с тремя коронами, окруженного лавровым венком с надписью: "Доблестью побеждаю". Далее было три синих с белым с изображением на одном грифа, на другом - улитки , на третьем - руки с мечом. Далее еще один из красного дамаста, изображавший двуликого ямуса, и, наконец, красный,, без изображения".
На средневековых русских миниатюрах одно - и "многохоботные" знамена раскрашивались красной, синей, зеленой, реже желтой краской.
Гербовое знамя было также уникальным и единственным, в его исполнение вкладывалось много труда и средств. Символизировало оно династию и державу. Таким образом, государственная власть лишь себе предоставило право на самостоятельную знаменную символику. Всю полноту представительских функций Руси-России вбирали в себя царские стяги, позже династшиские гербовые знамена; войску выдавались военные знамена. Только у церкви сохранилось право на церковные хоругви.
С конца ХУ11 века русская знаменная система перетерпела значительные изменения, которые выразились в большей, чем прежде, унификации образцов. Кроме того, эпоха Петровских преобразований, формирование абсолютистского государства нашли свое отражение в знаменной символике. В соответствии с новой организацией армии знамена были гвардейские, армейские пехотные и драгунские. Полковое знамя делалось белым. а ротные - цветными .
Армейские пехотные полки в 1700 году получили полковые знамена белого цвета с изображением двуглавого орла и ротные - цветные с изображением руки с мечом, выходящей из облака, окруженной цепью со знаком ордена св. Андрея Первозванного, а по сторонам пальмовые ветви.
У артиллерийского полка на знамени было изображение пушки.
Во второй половине ХУ111 века многочисленные знамена были выданы казачьим войскам: Донскому, Терскому, Гребенскому, Запорожскому.
При императоре Павле 1 было возвышено значение знамени. Это выразилось в том, что до того времени знамена полагались на определенный срок в числе и оружейных вещей, теперь же они жаловались бессрочно либо самим императором, либо при особых грамота за его подписью.
В 1800 году впервые появились надписи на знаменах за боевые отличия (надписи золотом на голубой ленте под флагом).
С течением времени знамен изменились и дополнились новыми элементами множество раз.
Относительно полотнищ стягов древнерусских племен можно предположить, что до принятия христианства они были разных форм и цвета, но преимущественным цветом был, видимо, красный. С глубокой древности воины считали цвет огня и крови цветом мужества. Именно такой цвет щитов был наиболее распространен у русских, поляков и литовцев.
Судя по героическому произведению древнерусской военной эпики "Слово о полку Игореве", стяг-древко и прикрепленный к нему вверху конский хвост (челка) окрашивались в красный цвет. Стяги русских племен У111-1Х веков, вероятно, хранились в жилищах богов - ,святилищах, так же, как святая хлругвь Святовита у палабских славян.
Форму стягов первой половины Х века можно представить по граффите (процарапанным рисункам) на нескольких арабских дирхемах начала Х века, найденных в Минской и Смоленской областях.
Русские полотнища имели, как правило, трапециевидную форму или ступенчатые выступы у свободного края, или два-три "языка", трепетавших на ветру, как языки пламени.
Цвет каймы и языков у стяга, видимо, отличался от основного поля. Широкая кайма и скошенный снизу вверх клин-откос продержались на русских знаменах с дохристианских времен до конца ХУ11 века. Такая форма стяга - "косыни" утвердилась не случайно - взметающийся ветром откос бодрил и придавал уверенность воинам.
Неслучайным было и другое назначение полкового знамени - "прапор", восходящее к праславянскому "лену, двигаюсь".
Навершие стяга было крестообразным. И это не должно удивлять - прочерченные на монетах кресты известны на Руси середины Х века и ранее, о том же писали и арабские путешественники начала Х века. На полотнище стяга, возможно, изображался "знак Рюриковичей", так на оборотной стороне дирхема вычерчен четкий двузубец великого князя Святослава. К выступам стяга пришиты три креста.
Высокую духовную культуру логичнее считать не надстройкой, а основанием любой цивилизации. Всю символику христианства Русь получила от своей крестной матери - Византии.
Византийское влияние, оказавшееся столь значительным для культуры Руси после принятия христианства, затронуло и военную символику. Из всего многообразия религиозных изображений (явления ангелов, образы Софии Премудрости, Никиты Великомученника, Василия Великого и др.) предпочтение отдавалось лику Спасителя.
Роскошный стяг освещался как и икона, и перед ним до сражения воины на коленях молились о победе и спасении. Заметный издали, он указывал место ставки (шатра) великого князя или центр боевого порядка. Он считался душой, славой и честью древнерусского войска. Под ним, бывало, ставили самые чтивые реликвии - так было в 1164 году, когда князь Андрей Боголюбский при походе на булгар поставил в поле у древка икону Святой Владимирской Богоматери.
В сече с ордынцами на Куликовом поле в 1380 году в центре войска Дмитрия донского трепетал как "облоко", как "светящий светильник" образ Нерукотворного Спаса на багряном стяге, и вокруг него разгорелась самая жестокая схватка. Этот стяг был не черного, как ошибочно записали некоторые летописцы (черное полотнище не могло светиться как "облако" и "светильник") и вслед за ними считали часть историков, а "чермного", т.е. багряно-красного цвета. Черное - это отсутствие света. По самой природе светоносного Иисуса Христа черный цвет не мог даже соседствовать с ним. Лик Спаса всегда изображался на белом плате и золотом фоне. В лицевых рукописях ХУ11 века знамя Дмитрия Донского изображалось белым, иногда обведенным красным контуром, с восьмиконечным русским крестом вместо Лика Спасителя. Черный цвет оставлен для обозначения зева могил и дикого зверья, терзающего трупы павших татар.
Черным стяг не мог быть и потому, что он был бы исключением в ряду "червчатых" великокняжеских и царских знамен Х1У-ХУ11 веков да и красных стягов Древней Руси.
С Х1У веками за стягами стало закрепляться новое название - "знаменье" (знамя) по церковным знакам - знамениям на полотнище.
Судя по миниатюрам Радзивилловской летописи конца Х1У века, "косыни" и знамена с "хвостами", "хоботами" крепились к древку, навершие которого часто было в виде креста. Православная церковь признает все виды крестов, на восьмиконечный русский крест (именно так он называется в западной исторической литературе), известный по крайней мере с Х11века на Руси, а также в Сербии и Греции, определенно указывал на принадлежность населения, храмов, знамен к православию.
На миниатюрах конца ХУ1века русские воины изображены чаще всего сражавшимися под красными знаменами.
Участвовали ли княжеские и великокняжеские знамена в церковных церемониях посажения князя на престол и присоединения уделов к Москве, пока неизвестно. Видимо, нет, ибо на русских средневековых печатях отсутствуют, в отличие, от польских, изображения князей со знаменем.
В ХУI - ХУII веках на русских знаменах, как на иконах и церковных хоругвях, отражая идеал мира высшего, сияющего и огненного, изображались помимо Спаса кресты с сиянием, архангелы, восьмиконечные звезды и другие астральные знаки, а также тексты Священного Писания. Кресты символизировали победу над смертью и воскрешение, Смысл знамен состоял в том, чтобы, прежде всего, внушить уверенность в победе: на стороне русского земного воинства - Воинство Небесное!
Перед штурмом Казани в 1552 году Иван Грозный развернул темно-красное, червчатое, как у Дмитрия Донского, знамя Всемилостивого Спаса с тем же крестом в навершии, которое в 1380 году было свидетелем русской победы на Дону.
Такое же крестоносное знамя противопоставлялось ногайским и крымским бунчукам во время походов на Крым в 1687 и 1689 годах: "а то великих государей полковое Большое знамя писано на камне лудатной червчатой. на нем… вышит образ Спасов Еммануила; бахрома- золото пряденое, древко тощое, яблоко большое, резное; древко и яблоко писано, позолочено; Спасов крест - серебряный, позолочен, весу в нем 66 золотников…".
На миниатюрах, созданных в 1680-е годы к "Сказанию о Мамаевом побоище" и отражающих реалии конца ХУ11 века, русские знамена с прямым крестом и двумя "языками" раскрашены (по аналогии со стрелецкими знаменами) в шахматном порядке красным и зеленым, одноязыковые ярко-красным, желтым, коричневым, зеленым или двумя цветами - желтым и голубым, желтым и зеленым.
С ликом Спасителя на таком же большом стяге ходил на щведов в Ливонию еще в 1701 году фельдмаршал Б.Л. Шереметев. В целом великие стяги царей ХУ1 - ХУ11 веков ("государевы большие знамена") были однотипны.
На войсковых станах перед православными знаменами (знамениями) служились молебны Спасителю и Богородице о победе. Образы "Покрова", "Знамения" Пресвятой Богородицы и даже длинные молитвы, посвященные ей, тщательно выписывались на боевых полотнищах. В ХУ11 веке имелось и Большое "государево знамя" Успения Пречистой Богородицы.
В конце ХIХ- начале ХХ века Богородица изображалась на знаменах и штандартах более чем полутора десятков полков старой русской армии, на четырех из них изображалась Владимировская Божья Матерь. Таким же великим духовным символом, как в России Владимирская Божья Матерь, стала для польского народа другая икона византийского письма (Х11 век) - икона Честоховской Божьей Матери, попавшая через Галицкую Русь в конце Х1У века в Польшу (I,12,316). На Польских боевых знаменах "Матка Бозка" изображалась вплоть до второй мировой войны.
На военных знаменах ХУ11 века (как, впрочем, и позднее, с конца Х1Х века) помимо Богоматери изображались и другие святые, в том числе "Святой Сергий - Строитель Русской Духовной Культуры".
Св.Сергий вдохновил русских людей на битву за русскую свободу в 1380 году на Куликовом поле и послал с войском Дмитрия Донского двух монахов - Пересвета и Ослябю, превратив тем самым поход против орды в священное дело. Вот почему в похвалу Сергию помимо боевых знамен "строились" плащаницы и хоругви на дорогих тканях с лицевым шитьем, самоцветами, шелковыми, серебряными и золотыми нитями. Вот почему боевым кличем-зовом русских ратей ХУ1-ХУ11веков (а также стрелецких полков) были еще цветами русской национальной кокарды (цвета кокарды составляются у всех народов из их национально-государственных цветов. - Е. В.), состоящих из цветов: черного, оранжевого и белого. Цвета черный, оранжевый и белый на основании существующих законов постоянно носятся в государственной кокарде cамим Государем Императором Всероссийским, всеми властями и чинами государства Русского всех ведомств, не исключая даже и морского, и всеми служащими России, именно как отличительный признак принадлежности к государству Русскому.
В 1819 году в нашей армии был впервые принят батальонный линейный значок, состоящий из трех горизонтальных полос: белой (верхней), желто-оранжевой и черной.
В 1858 году императором Александром 11 был собственноручно утвержден, узаконен рисунок " с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах для украшений на улицах при торжественных случаях".
Царь-освободитель, которого так много обвиняли в западничестве и который так много сделал для России, не остановился на простом узаконивании рисунков флагов " для торжественных случаях".
1 января 1865 года выходит Именной указ Александра 11, в котором цвета черный, оранжевый (золотой) и белый уже прямо названы "государственными цветами России".
В связи с важностью этого документа приведу его полностью:
Именной Высочайший указ Государя Императора Александра 11,данный Правительствующему Сенату, узаконивает и гласит следующее:
В ознаменование признательности к заслугам, оказанным войсками нашими, участвовавшими при усмирении польского мятежа и во внимание к трудам, понесенным всеми, принимавшими участие в административных распоряжениях правительства при умиротворении Царства Польского и Западных Губерний, признали мы за благо установить бронзовую медаль с надписью: " за усмирение польского мятежа 1863 - 1864 гг.", для ношения на ленте, составленной из государственных цветов: черного, оранжевого и белого. Утвердив ныне прилагаемые правила, на основании которых медаль эта должна подлежать выдаче Мы поручаем Правительствующему Сенату обнародование означенных правил.
Широкие круги русской публики в коренной России вроде бы и вообще не заметили этой особенности императорского указа. Но там, где национальная и государственная напряженность достигла высоких отметок, поляризация мнений и пристрастий отнюдь не скрывалась, скорее наоборот.
В конце 60-х годов, при въезде в Варшаву императора Александра 11 (первый въезд государя после мятежа 1863 - 1864 гг.), весь город вдруг украсился флагами двух видов - черно-желто-белыми, вывешенными из окон и с балконов исключительно русских жителей, и бело-сине-красными, вывешенными только на польских домах. Очевидцы этого события недоумевали - с чего вдруг бело-сине-красные флаги стали считаться в Варшаве польскими?! Русским несвойственна злопамятность, да и вообще историческая память наша была извека коротка, - русские жители Варшавы забыли о том, что хорошо помнили недавно восставшие полки: бело-сине-красные кокарды на киверах и в украшении седел, бело-сине-красные чумбуки на древках штандартов польских улан во время нашествия "двунадесяти" язык" на Россию в 1812 году, в котором польская конница играла далеко не последнюю роль.
После работы второго (1910 - 1913 гг.) Особенно совещания при Министерстве юстиции по вопросу русского национального флага в правительственных сферах окончательно утвердилось мнение, что только черно-желтно-белый флаг имеет все, притом много большие, основания к наименованию "национальным государственным". нежели флаг бело-сине-красный.
В феврале 1913 года по высочайшему повелению состоялось решение Правительствующего Сената об учреждении медали в память 300-летия Царствования Дома Романовых. Празднованию этой даты придавали большое общенациональное символическое значение, поэтому и к выбору ленты для медали отнеслись со всей строгостью - цвет ее был указан: белый, желтый, черный. Привожу полный текст этого редкого документа:
Об утверждении Положения о нагрудной медали в память трехсотлетия Царствования Дома Романовых.
На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано "БЫТЬ ПО СЕМУ".
В.С.Петербург
21 февраля 1913 года
Скрепил
Председатель Совета
Министров Статс-Секретарь

В. Коковцов
В ознаменовании трехсотлетней годовщины Царствования Дома Романовых учреждается светло-бронзовая медаль для ношения на ленте белого, желтого и черного цветов.
На лицевой стороне медали изображены портреты Царя Михаила Федоровича и Императора Николая 11-го, а на другой - надпись: "В память 300-летия Царствования Дома Романовых 1613 -1913".
Медаль носится по правилам, установленным в военном, морском и гражданском ведомствах для существующих медалей. Так правительство Николая 11 через 48 лет, как видим, подтвердило указ царя-освободителя о государственных цветах России.
Черно-желто-белый флаг никогда не был законным порядком отменен, так же как и бело-сине-красный флаг никогда не был признан общенациональным, никогда не сменил свой статус "коммерческого, морского флага" на статус "государственного". Ни за тем, ни за другим никогда не стояло единого народного мнения. Бело-сине-красный флаг видели чаще - он развевался практически на каждом речном или морском судне, принадлежащем России, но за ним не признавал государственного и национального значения такой патриот Отечества, как герой Севастополя князь В.Д. Путятин; М. Д. Скобелев целовал черно-желто-белый флаг перед фронтом стоящих "на караул" русских войск; генерал Р.И. Кондратенков Порт-Артуре каждое утро лично проверял сохранность черно-желто-белого флага на главной флаг-мачте крепости, где он гордо реял вместе с военно-морским Андреевским флагом во все дни героической обороны.
Черно-желто-белый флаг имел законный общенациональный государственный статус, этого значения в конечном итоге не мог у него отнять даже император Александр 111, вообще тяготевший, в отличие от своего отца, к бело-сине-красному флагу. однако этот флаг меньше знали за рубежом и в простом народе, что вероятно, и явилось причиной замечательной судьбы Самарского знамени.
Наш обзор будет неполон, если хотя бы вкратце не рассмотреть результаты деятельности комиссий - Посьетовской и Министерства юстиции, необходимость такого анализа работы комиссий очевидна: в их распоряжении находились, по существу, все документы, касающиеся вопроса о национальном русском флаге, к тому же деятельность первой - Посьетовской, малокомпетентной и предвзятой, - была в свое время притчей во языцех, а само название комиссии стало чем-то вроде синонима недобросовестности.
В самом начале 1896 года, незадолго до коронования, император Николай 11 указал заведовавшему тогда Морским министерством адмиралу Чихачеву, чтобы под председательством адмирала (генерал0адъютанта) Посьета было составлено Особое совещание для обсуждения вопроса о "Российском национальном флаге". Отдавать решение такой важной для всей нации проблемы в руки министерства, заведомо заинтересованного, было, на первый взгляд, весьма недальновидно, но Николай 11, конечно, руководствовался здесь соображениями чести и бескорыстия, которые были столь характерны для него самого. Созданная в самом начале марта 1896 года Посьетовская комиссия уже 14 марта вынесла свое решение.

Ж У Р Н А Л № 1

Заседания Особого Высочайше утвержденного Совещания для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге 14 марта 1896 года.
Присутствовали: Председатель Генерал Адъютант Посьет.

Члены: Генерал-Лейтенант Граф Кутайсов,
Генерал-Лейтенант Дубровин,
Тайный Советник Барон фон-дер Остен-Сакен,
Тайный Советник Шамрай,
Действительный Статский Советник Романов.

Делопроизводитель Капитан Белов.


П О С Т А Н О В И Л И:

1. Рассмотрев приведенные указания на исторические и законодательные документы, касающиеся давности введения настоящего русского трехполосного бело-сине-красного флага и предлагаемого последнее время авторами нескольких брощюр и газетных статей (?! - Н.Л.) черно-оранжево-белого, Совещание единогласно признало первый имеющим полное историческое и законное основание к существованию и к наименованию государственным народным для всей Империи, не исключая Финляндии, между тем как второй составил бы нововведение, не имеющее за собой ни истории, ни геральдических основ (?! - Н.Л.) Предварительно окончательного утверждения этого постановления, решено в ближайшее заседание, согласно предложения Тайного Советника Шамрай, рассмотреть статьи закона, на которые указывается в ссылке, помещенной при представленном им рисунке черно-оранжево-белого флага.


Единогласным признанием употребляемого ныне трехцветного бело-сине-красного флага существующим правильно и имеющим полное основание на наименование Государственным народным, Совещание ответило на заданный ему вопрос и исполнило Высочайшее возложение на него поручение.

Подлинный подписали:…..
С подлинным верно: Е.Гаусман"

Это постановление Посьетовской комиссии, заведомо предвзятое и ложное, не скрывающее своей компетентности (действительно, как может Особое совещание единогласно "признавать" что-либо "имеющим полное основание на наименование", не изучив и даже не заглянув предварительно, в сообщенные комиссией статьи Закона!), вызвало целый шквал возмущенных откликов в прессе. Особой критике подвергалось второе утверждение комиссии о том, что черно-желто-белый флаг "составил бы нововведение, не имеющее за собой ни истории, ни геральдических основ". Между тем как каждому мало-мальски исторически грамотному человеку было ясно, что если за каким флагом эти основы стоят, то, несомненно за черно-желто-белым.
Комиссии Посьета в обстоятельной докладной записке ответил герой Севастопольской обороны князь Путятин, очень конкретно, как бы мимоходом намекнув и на распространяемые лево демократическими кругами нелепые домыслы о якобы германском происхождении черно-желто-белого флага. Докладная записка севастопольского ветерана возымела свое действие: Николай 11 не утвердил решение Посьетовской комиссии о бело-сине-красном флаге. Привожу текст документа с небольшими сокращениями.
Докладная записка Члена Особого Совещания Князя Путятина, поданная 29 марта 1896 г. в Высочайше утвержденное Совещание под председательством Генерал-адъютанта Посьета.
"…Национальные цвета, входящие в состав флага, заимствуются из герба того государства, которому флаг принадлежит.
Если же цвета последнего не соответствуют цветам главных элементов Государственного герба, то флаг не может быть назван национальным, так как герб есть условное символическое изображение самого государства или нации".
И далее: "…еще 11-го июня 1858 года, в Высочайше утвержденных рисунках расположения Гербовых цветов Империи на знаменах и флагах, употребляемых для украшения при торжественных случаях, цвета указаны: черный, желтый и белый. Употребление же коммерческого флага для этой цели не предусмотрено.
В Высочайше утвержденных 28-го апреля 1883 года правилах о праздновании дня Священного Коронования указано было украшать здания и дома в эти дни исключительно Русскими флагами, причем цвета последних названы: белый, синий и красный.
Как мы видели выше, флаг этих цветов имеет официальное название "Флаг коммерческих судов", а наименование "Русский" не принадлежит ему исключительно, а могло быть отнесено: и к военному флагу с Андреевским крестом, а также к флагу цветов Империи - черно-желто-белому; но так как коммерческий флаг постоянно был на глазах, флаг военный (Андреевский) никогда для этой цели не употребляли, а о происхождении черно-желто-белого существует ряд ошибочных предположений, - будто он утвержден в память Священного Союза или же в воспоминание венгерского похода, когда к национальному русскому белому цвету прибавлены цвета Австрийской Империи, - и другие столь же неосновательные вымыслы, неимение затем, быть может, под руками точных сведений о национальных Русских цветах и за недостатком, быть может, времени для собирания первых, все это заставило применить для украшений здании домов исключительно коммерческий флаг. Исключительное употребление для этой цели последнего изъяло из обращения Русский национальный черно-желто-белый флаг.
Если бы изъятие это последовало в отмену прежде существовавших, утвержденных Высочайшею властию постановлений ( хотя бы, например, 1858 года), то оно должно было бы быть обнародовано существующим на сей предмет порядком.
Поэтому распоряжение о прекращении употребления черно-желто-белого флага явилось, вероятно, вследствие недоразумения, так как флаг этот В ы с о ч а й ш и м и п о в е л е н и я м и о т м е н е н н и к о г д а н е б ы л и представляет собою единственный национальный Русский флаг и как таковой, быть может, более соответствовал бы и флагу для коммерческого флота, чем ныне существующий, заимствованный из Голландии, бело-сине-красный флаг.
Марта 29 дня 1896 года. Князь Путятин". Не имею возможность более подробно остановиться на критике деятельности комиссии Посьета. В свое время это весьма обстоятельно проделал Е.Н.Воронец.
Здесь же необходимо отметить одну, на мой взгляд, очень интересную деталь, - несколько навязчивую заинтересованность морских чинов в признании бело-сине-красного флага в качестве государственного символа России. Эту пристрастность можно было бы объяснить и до некоторой степени оправдать тем, что бело-сине-красный флаг был морским коммерческим флагом, если бы не странная для морских офицеров неразборчивость в средствах для протаскивания в общенациональные "своего" флага.
Так, Посьетовская комиссия, декларативно заявившая через министров по всем ведомствам Российской Империи, что перед вынесением своего решения "познакомилась со всеми относящимися к вопросу законоположениями и историческими документами", на деле не учла при рассмотрении вопроса о цветах флага ни русский герб, входивший во все государственные хоругви и знамена с 1497 года, ни цвета Государственного знамени. Когда по докладной записке Путятина решение вопроса о национальном русском флаге пошло по другому руслу, Морское ведомство разыграло ненужное, но весьма театрально обставленное действо по перевезению из Архангельска в Петербург так называемого "флага Царя Московского (который на деле был не чем иным, как первым морским штандартом Петра Великого, сработанным по измененному голландскому образцу). Этому событию пытались придать даже некий общенациональный характер, для чего на перевоз флага у императора было испрошено Высочайшее повеление. Пресса, однако, отнеслась к затее моряков холодно, исключение составила лишь газета "Новое время", опубликовавшая восторженную статью капитана П.Белавенца, кстати, некогда принимавшего участие в расформированной к тому времени Посьетовской комиссии. Только из-за непримиримой позиции межведомственной комиссии при Морском министерстве под председательством морского министра генерал-адъютанта Григоровича было в 1914 году положено под сукно решение второго Высочайше утвержденного Особого совещания по вопросу о русском национальном флаге. Это второе, расширенного состава Совещание при Министерстве юстиции, с привлечением таких авторитетов флаговедения, как профессор Д. Я. Самоквасов, единодушно высказалось за признание черно-желто-белого флага "государственным национальным". Кроме того, Совещание представило очень конкретную программу, выполнение которой могло бы в самый короткий срок разрешить веками довлеющую над Россией неразбериху с флагами, Исходя из основного своего вывода о признании цветов черного, желтого (золотого) и белого - цветами отличительно русскими, национальными и государственными, Особое совещание выдвинуло на обсуждение Совета Министров следующие предложения.
1. Подлежат сохранению без изменений ныне существующие (на 1914 год. - Н.Л.) цвета Государственного знамени, Императорских штандартов и брейд вымпелов.
2. Черно-желто-белые цвета должны быть запечатлены в гюйсе.
3. Черно-желто-белые цвета должны быть запечатлены в государственном флаге.
4. Черно-желто-белые цвета должны быть запечатлены во флаге главнокомандующего.
5. Черно-желто-белые цвета должны быть запечатлены в составе флагов дипломатических и консульских представителей за границей.
6. Российские коммерческие суда в заграничном плавании должны носить черно-желто-белый флаг.
7. Правительственные и казенные здания должны быть украшены черно-желто-белыми флагами.
8. Ныне существующий военный морской флаг - белый с синим Андреевским крестом - остается без изменения.
9. Ныне существующий бело-сине-красный флаг коммерческих судов (установленный Петром Великим) подлежит сохранению для торговых судов внутреннего плавания.
10. Здания частных лиц могут быть украшаемы черно-желто-белыми, так и бело-сине-красными флагами.
11. Ныне существующий гюйс должен быть сохранен в бело-сине-красных цветах в качестве "кейзер-флага" в морских флагах Особ Императорского дома.
Совет Министров, не решаясь ответить сам, не нашел ничего лучшего, как передать проект Особого совещания на "дополнительные соображения" с точки зрения практического применения Морскому ведомству. "Дополнительные соображения" последовали очень скоро: была созвана межведомственная комиссия, при подавляющем преобладании морских чинов, которая на первом же своем заседании, в кабинете у Григоровича, отвергла (правда, с незначительным перевесом) восемь ключевых из одиннадцати пунктов предложений, представленных Особым совещанием, сведя, таким образом, на нет всю огромную работу Министерства юстиции.
Через несколько месяцев Россия вступила в свою последнюю славную и горькую войну, и вопрос о "русском государственном национальном флаге" в который раз , и теперь уже на очень-очень долгий срок, был отложен.
Вряд ли стоит подчеркивать, что решение особого совещания при Министерстве юстиции - это своего рода итог многолетней полемики вокруг проблемы русского национального флага. Совещание пользовавшееся помощью авторитетнейших юристов и историков, рассмотрело все архивные государственные акты России, касающиеся национальных символов. Колоссальный объем этой работы сегодня даже трудно представить - сравниться с ней может разве что написание многотомной энциклопедии.
При короновании Николая 1 22 августа 1826 г. не использовались какие-либо определенные цвета. Фасады домов в Москве драпировались розовой, голубой и желтой материей, герольдам ( объявлявшим о коронации) выдали зеленые бархатные плащи, шляпы с плюмажами из белых и красных страусовых перьев и малиновые сапоги. Свита царя надела белые шарфы через плечо. Ни городских, ни дворянских, присвоенных еще Петром 1, флагов не было поднято. Только императорский штандарт видели то на Петровском, то на Кремлевском дворце в зависимости от того, где находился царь.
Трехцветный флаг оказался на обочине русской истории. Под ним не лилась русская кровь, как под пехотными знаменами и кавалерийскими штандартами, которые, даже "обветшав и поседев", окроплялись дважды в год святой водой и как драгоценные реликвии выносились на парады из полковых церквей. Трехцветный флаг не покрывал гробы царей или русских полководцев. Он не звал вперед воинов, поднимавшихся на бой. В победоносных войнах полумесяцу и турецким красным знаменам противопоставлялся не бело-сине-красный, не золотой императорский штандарт, а крестовые боевые знамена и общий символ православия - восьмиконечный русский крест.
Во время государственных праздников и коронаций ликование вызывалось не флагами государственных цветов, а сверканием фейерверков, громом салютов, праздничным звоном, гимном "Боже, царя храни2 и лицезрением царствующих особ. Не трехцветный, а свою реликвию - малиновое знамя Дмитрия Пожарского - просило у царя нижегородское ополчение дворян во время войн 1812 и 1853 - 1856 годов.
Сильного внешнеторгового флота Россия не завела, и бело-сине-красные цвета украшали борта мирных барж и стругов, лениво проходивших по внутренним водоемам, да на восьмидневную Масленицу "полоскались" на "русских" ледяных горках и балаганах, над народным гуляньем, пиршеством, кулачными боями и санной ездой с музыкой и свистом.
Трехцветный флаг не мог соперничать с Андреевским, слава которого гремела по северным и южным морям и даже океанам. На приобретенных заморских территориях с начала Х1Х века русские моряки ставили мачту с Андреевским флагом, иногда в сопровождении трехцветного. Так поступили они 10 октября 1806 г. на берегу залива Анива на Южном Сахалине. Появление бело-сине-красного понималось японцами как намерение открыть торговлю на острове, а Андреевского - как утверждение русского владычества. До этого, например, на острове Итуруп в 1785 - 1786 годах как знак, принадлежности острова к России ставились кресты. На Аляске с 1784 по 18 октября 1867 г. Андреевский флаг явно преобладал над флагом Русско-американской компании 1806 - 1861 годов. Ни слова русская литература не посвятила бело-сине-красному флагу (но и черно-желто-белому тоже).
Без государственных флагов происходило открытие памятника Ивану Сусанину в 1851 г., похороны Никола 1 в 1856 г. и открытие ему памятника в 1859 г. Вместе с тем бело-сине-красные цвета почитались как исторические, связанные с Петром 1. они окружали памятник великому реформатору. открытый на берегу Плещеева озера в 1852 г., и развевался в Петербурге в 200-летний юбилей царя в 1872 г.
Бело-сине-красные цвета как государственные были включены в штандарт дочери Николая 1 Ольги Николаевны, королевы Вюртемберга
в Российской империи обычай вывешивания флагов был больше распространен на западе страны, чем на востоке: в Прибалтике и Польше флаги использовали шире, чем в Поволжье и Сибири. Но со второй половины Х1Х века этот обычай стал все глубже проникать на восток России
25 мая Рига приветствовала Александра 11 национальными, лифляндскими, ганзейскими и "фантастическими" (для украшения) флагами, осветив вечером свои дома факелами, пирамидами свечей и поставив тысячи разноцветных "шкаликов" со свечами в окнах.
Так естественным ходом вещей торговый флаг в XIX веке постепенно поднимался на уровень государственного. Однако в 1858 году для Российской империи был утвержден флаг, состоящей из черной, оранжевой (золотой, желтой) и белой полос, восходящих к цветам герба и к другой линии государственной символики - армейской.
Только недавно отгремели Крымская война 1853 - 1856 годов с коалицией европейских государств, во главе которой стояли Франция и Великобритания. Роль государственных флагов в международной политической жизни становилась все заметнее. Они участвовали в юбилеях и траурных процессиях; усложнялся церемониал салютования флагами на море для военных для военных и торговых судов, приморских крепостей.
При заключении Парижского мирного договора 1856 года Париж вывесил торговый флаг России. Необходимо было восполнить пробел и "изобрести" государственный флаг, который был бы не слишком похож на флаг недавнего противника.
11 июня 1858 года царь утвердил рисунок и расположение "гербовых цветов на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях". В соответствии с уровнем тогдашних исторических знаний цвета флага были возведены к мифическому палеологовскому орлу и армейским кокардам. (В 1857 году была установлена кокарда из пяти концентрических кругов: черного, оранжевого, черного, оранжевого и белого.
В полное собрание законов было записано, что "первая полоса соответствует государственному орлу в желтом или золотом поле, и кокарда из сих двух цветов была основана императором Павлом 11, между тем как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во время царствования Анны Иоанновны. Нижняя полоса, белая или серебряная, соответствует кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины 11. Император же Александр 1 после взятия Парижа в 1814 г. соединил правильную гербовую кокарду с древнею Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (св. Георгию) в Московском гербе"
"Высочайшее утверждение" единственного варианта флага в черно-желто-белом исполнении произошло по совету уже упоминавшегося барона Бернгарда Кене.
Недальновидная ориентация на немецко-европейскую геральдику обернулась в скором будущем проигрышем для правительства - Россия стала одной из немногих стран, где императорский флаг оказался в противопоставлении с неотмененным" торгово-гражданским". В торжественных случаях казенные черно-желто-белые "романовские" цвета предписывались поднимать над правительственными учреждениями, а бело-сине-красные допускалось выставлять на частновладельческих постройках и гражданских судах. Прав на черно-желто-белые флаги "обыватели" не имели. Придумали и объяснение для романовских цветов: "золото, серебро и земля".
Строго говоря, черно-желто-белый был первым, официально узаконенным государственным флагом империи, но населению он был известен еще меньше, чем бело-сине-красный, который все-таки видели на ярмарках, выставках, масленичных гуляниях. Правительственный указ 1858 г. мало кто знал, и флаг Кене либо по аналогии с петровским и султанами на армейских киверах, или по ошибке, иногда вешали перевернутым, белой полосой наверх (см. картину А. П. Розанова "Ярмарка на Арбатской площади".
В. И. Даль в 1860-х гг. сокрушался, почему свои цвета имеет империя, флот, армия, но не народ (38). Ответить на риторический вопрос можно: флаги присваивались государственным институтам, но политически неорганизованное общество не могло заявить прав на собственную символику. Неизвестно почему, но черно-желто-белый флаг не был внесен в "Альбом штандартов, флагов и вымпелов" 1870 года издания. Все разноцветье 80 государственных, военно-морских, яхт-клубных и коммерческих флагов составлялось из пестрых комбинаций императорского штандарта, Андреевского креста, гюйса и бело-сине-красных цветов (но не черно-желто-белых). По сравнению с русскими ведомственные флаги других европейских стран выглядели более однотипно.
С 187- - 1880-х годов в России, как и в Европе, в полной мере было осознано значение государственных флагов. Их стали выставлять везде и много, в том числе и при пуске заводов , железных дорог и т.д.
Бело-сине-красный флаг превращался в обычное украшение праздничных дней как в городах, так и в деревнях. Бело-сине-красными флагами окружила Москва памятник Пушкину на Тверском бульваре 6 июня 1880 г. На Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в 1882 году павильоны имели одновременно как бело-сине-красный, так и черно-желто-белый декор. Пути проезда царей днем отмечались "аллеями" флагов, а ночь. - кострами и иллюминацией.
Всего 25 лет как официально-государственный просуществовал черно-желто-белый флаг. "Праздник праздников русского народа - "священнное коронование" 1896 г затмило все предыдущие венчания на царство. Перед ним, как и в 1883 г., пришлось снова решать, какими же флагами будут украшены города империи. При Министерстве Юстиции с 14 марта 1896 г. было создано "особое совещание" которое должно было окончательно ответить на высочайший запрос - какой флаг следует признать "народным". Традиции Петра 1 и флота на сей раз взяли верх. Совещание справедливо сочло, что не немецкая геральдика, а народные цвета должны определить цвета флага. 5 апреля 1896 г. после нескольких заседаний было постановлено, что "народным" для всей империи, включая и Финляндию, должно окончательно считаться бело-сине-красный, и ни какой другой. Все имевшиеся в запасе черно-желто-белые флаги должны были быть заменены бело-сине-красными
Российский флаг появлялся и в боевых частях русской армии в русско-японскую войну 1904 - 1905 годов: над постройками этапных пунктов, в артиллерийских частях и даже как кормовой на миноносцах. Над Плот-Артуром на главной флаг-мачте развевались Андреевский и черно-желто-белый флаги. Под влиянием бело-сине-красного Донское и Кубанское казачьи войска завели свои трехцветные флаги. Однако ни одна военная часть не выносили его на смотры и парады.
В революцию 1905 года бело-сине-красные или белые знамена под пение "Боже, царя храни!" поднимались над контрманифестациями после прохода пролетарских колонн, шествовавших с лозунгами "Земля и воля", "Учредительное собрание".
Несмотря на высочайшие решения 1883 и 1896 годов, бело-сине-красный флаг так и остался козенно-административным, в обществе вопрос о государственном флаге не считался окончательно решенным. Перед юбилеем 300-летия Дома Романовых, в 1910-1912 годах, вспыхнула полемика, оставлять ли два государственных флага для России или выбрать один.
Особое совещание 1910 года, созванное при Министерстве юстиции под председательством товарища министра, гофмейстера А. Н. Веревкина, сочло, что Андреевский, черно-желто-белый и бело-сине-красный флаги имеют одинаковое право на существование и ни один из них не имеет строгих геральдических оснований, и предложило восстановить черно-желто-белый флаг как государственный, оставить Андреевский флаг в военно-морском, бело-сине-красный в торговом флоте, украшать правительственные и казенные здания черно-желто-белыми, и бело-сине-красными флагами.
Заменять бело-сине-красный на золотой с черным орлом, как предлагали монархисты, правительство не стало и пошло на компромисс. Ободренное июльскими патриотическими манифестациями 1914 года, оно попыталось "электризовать" дух народа соединением императорского штандарта и государственным флагом. Обе верхние полосы в крыже были перекрыты желтым квадратом с черным орлом. Такой флаг с августа 1914 года предписывалось поднимать во время демонстраций в знак "единения" царя с народом и в "частном быту".
На гравюрах и лубках русские штыковые атаки изображались в сопровождении золотых с черным орлом пили условных крестовых черно-желто-белых знамен. На патриотических военных открытках и талончиках благотворительных сборов в пользу воинов появлялся "августовский" (1914) русский флаг. Императорская семья посылала солдатам на фронт пасхальные яйца с бело-сине-красными ленточками. Для выражения солидарности с союзниками в России проводились "дни флагов союзных государств" в которые исполнялись гимны Великобритании, Франции, Бельгии, Сербии, Черногории и "дружественной Японии".
Трехцветное полотнище с императорским штандартом в крыже было последним флагом Российской империи.
Кровавому крещению гражданской войны и обязан своим вторым рождением Трехцветный флаг, поднятый как антитеза красному.
Успешным было возвращение в армию Андреевского флага. По приказу генерала А.А.Брусилова на рукава добровольческих революционных батальонов нашивались красные кружки с черным Андреевским крестом в нем, а на погоны и фуражку - черный с мечами череп. Разноцветные Андреевские знамена этих батальонов несли надпись: "За свободу народов, граждане, с оружием, вперед!". Другие ударные батальоны в углы своих белых знамен со Спасителем также нашивали изображения черепов с костями. Батальоны смерти сохраняли свою боеспособность даже в декабре 1917 года.
10 июля 1918 г. У Всероссийский съезд Советов утвердил один красный флаг - и как торговый, и как морской, и как военный. В ст. 90 Конституции РСФСР 1918 года было записано, что торговый, морской и военный флаг РСФСР состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого - у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Значение трехцветного символа неизмеримо выросло. Впервые после 200-летнего перерыва петровские цвета вернулись в Российские Вооруженные силы.
Погибнуть за Национальный Флаг - дело чести русского солдата, "За честь Родины и Русского Национального Флага" - только так, с прописных, теперь писали о символе России. Бело-сине-красным полотнищем накрывались на торжественных похоронах гробы погибших. О Русском Национальном Флаге пели в боевых и походных песнях.
Трехтысячная стрелковая "непобедимая дивизия" генерал-майора М.Г.Дроздовского (1881 - 1919), одолевшая с февраля по апрель 1918 г. 3000 верст от Ясс до Дона, пела на мотив старой песни Сибирских стрелков "Дроздовский марш":
Из Румыни походом шел Дроздовский
славный полк,
Для спасения народа нес геройский
трудный долг.
Шли Дроздовцы твердым шагом. враг
под натиском бежал.
И с Трехцветным Русским Флагом славу
полк себе стяжал…
Бело-сине-красная символика дополнилась белой - белыми флагами, восьмиконечными крестами, и черно-желто-белой (особенно с апреля 1920 г.) в связи с реорганизацией "Добровольческой армии" в "Русскую" и отменой нарукавных шевронов. Мало кому известно, что трехцветный символ России оставался де-юре государственным и в Советской России еще почти полгода после 25 октября 1917 г РКП(б) не имела принципиальных возражений против национального флага России, поэтому он и не был сразу упразднен. Старые традиции оказались живучи. У части советских полков на красных знаменах был золотой двуглавый орел без корон; художник Добужинский создал эскиз флага с двуглавым орлом, сжимающим в лапах серп и молот, увенчанный красной звездой. Лишь 8 апреля 1918 года Я. М. Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, мимоходом коснулся вопроса о национальном флаге:
"…До сих пор национальный флаг остается трех цветов. Правда, его никто не употребляет, но в настоящее время, когда приходится отправлять своих послов за границу, например в Вену или Германию и другие страны, над русским посольством должен развеваться национальный флаг и без нашего разрешения его невозможно вывесить также и красный флаг до тех пор, пока этот вопрос не будет разрешен в ту или иную сторону. Позвольте сделать наш боевой флаг нашим национальным российским флагом. Кто за утверждение национального флага? Единогласно принято" 10 июля 1918 года Пятый Всероссийский съезд Советов принял один и тот же красный торговый, морской и военный флаг "…торговый, морской и военный флаг РСФСР состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого, у древка наверху помещены золотые буквы РСФСР". (Геральдические установки предписывали избегать надписей на флагах, чтобы не затруднять распознавание.) В целом же новый флаг создавался по старым правилам: крыж вокруг старославянской вязи букв "РСФСР" был выделен золотым кантом; на месте крыжа позже была помещена удачная п силе и лаконизму эмблема серпа и молота, хотя в центре флага она была бы заметнее.
В 1918 - 1920 гг. красный и бело-сине-красный символы воевали не только в гражданской, но и в "плакатной войне". На "красных лубках" толстопузые беляки с бело-сине-красными погонами под драными трехцветками, обвитые такими же лентами, пытались раздавить рабочего и крестьянина. На "белых" плакатах трехцветный стяг или плащ взвивался за плечами "белых" витязей, освобождавших святыни Первопрестольной от "красного дракона" или "чудовища", выползавшего из-под кумача с отпечатком черной руки. В СССР бело-сине-красные цвета частично возродились в послевоенное время, после того как пришлось вернуться ко многим историческим символам - национальным героям, мундирам в армии и милиции, к золотым погонам, офицерским званиям, министерствам и т.д. В новые флаги союзных республик было позволено ввести на 1/4 - 1/3 от красного поля "национальные особенности" в виде белых, синих или зеленых полос. 20 января 1947 г. председатель Президиума Верховного Совета СССР П. Шверник и секретарь Президиума А. Горкин подписали постановление о том, что государственный флаг союзной республики отражает идею союзного советского государства (помещение на флаге эмблемы СССР - серп и молот, пятиконечная звезда, сохранение красного цвета) и национальные особенности республики с введением, кроме красного, других цветов.
С 1949 по 1953 г. по заданному образцу большинство республик ввели белые и синие полосы в свои красные флаги. Последним 9 января 1954 г. был утвержден флаг РСФСР, и мало кто знал, что один из его проектов повторял в нижней трети расцветку Национального флага России. Но этот проект, видимо, показался слишком смелым, и в качестве "национальной особенности" ввели лишь узкую вертикальную синюю полоску у древка.
Национальный символ России был потерян для нескольких поколений. Но он вернулся на нашу землю в 1989 г. В воскресенье 12 марта, в 15 часов он впервые взвился над площадью Маяковского в Москве и у Казанского собора в Ленинграде (ныне вновь Санкт-Петербург) на митингах памяти Февральской революции. Возвращение исторических государственных символов России - флага и герба - произошло не сразу и прошло не легким и не самым простым путем. Перестройка дала сильный импульс общественной жизни, стало возникать множество объединений, клубов, обществ. С каждым днем поднималась волна собраний, митингов, демонстраций. И неизбежно следовало ожидать появления различных геральдических знаков, значков, эмблем и даже униформ.
Сейчас трудно точно сказать, когда впервые из небытия вернулся российский бело-сине-красный флаг. Возможно, московское объединение общества "Память" было первой общественной организацией, обозначавшей себя бело-сине-красным флагом, в центре которого был помещен щит с изображением св. Георгия.
Уже в октябре 1988 года бело-сине-красный флаг стал появляться на митингах и демонстрациях демократических движений: клуба "Перестройка", "Демократического союза" и др. В тогдашнем Ленинграде впервые, кажется, это произошло на митинге на стадионе "Локомотив" 7 октября в День Конституции СССР. Упоминания о флагах в репортажах об этом митинге и последующих сегодня удивляют своей предвзятостью и невежеством. Так, в "Ленинградской правде" писали: "На флагштоке почему-то поднят трехцветный флаг. Такой же расцветки - повязки на рукавах и некоторых участников митинга" "Вечерний Ленинград" вопрошал: "Наказуемы ли фальсификаторы? (На флагштоке стадиона над трибуной красовался флаг Российской империи, выдаваемый за национальное знамя русского народа)".
На митинге 7 октября, видимо, впервые российский флаг соседствовал с национальным флагом другой республики - Эстонии. И данный факт не остался незамеченным "доброжелателями". Так, один читатель писал в газету:
"Над стадионом были подняты два флага: флаги царской России и буржуазной Эстонии. Под первым флагом расстреливали петроградских рабочих летом 1917 года, под ним Керенский и Краснов вели казаков на Петроград, чтобы утопить в крови революцию. А под флагом буржуазной Эстонии белоэстонские части поддерживали белогвардейцев Юденича и Булак-Булаховича в борьбе с собственным народом. Служителями этого флага были казнены В.Кингисепп и другие борцы за свободу Эстонии" (Вечерний Ленинград. 28 октября 1988 г.)
12 марта 1989 г. "Демократический союз" организовал митинги в Ленинграде у Казанского собора и в Москве на площади Маяковского. Оба митинга были несанкционированными, и на них на короткое время появились бело-сине-красные флаги.
К маю 1989 года число разнообразных эмблем, используемых общественными организациями, увеличилось. На митинге в Лужниках в двадцатых числах мая рядом с бело-сине-красным полотнищем развевался Андреевский флаг. А в Ленинграде позднее на митинге объединения "Россы", "Русского национально-православного центра" и общества "Память" развевались черно-желто-белые и сине-красно-зеленые флаги. Цвета полотнища "Россов" имели свою символику: "Синий - это чистое небо над Россией до "переворота". Красный - кровавый террор. Зеленый - светлое будущее, которое ждет Россию, очищенную от скверны, изгнавшую инородцев и космополитов. Начиналась своеобразная война флагов.
Бело-сине-красный флаг прочно закрепился за демократическими объединениями в тогдашнем Ленинграде. Андреевский флаг в Москве подняли члены "Народного фронта" в отличие от московской "Памяти". Не случайно обеспокоенный ростом национализма читатель писал в газету: "...Картинки из жизни Пушкинской площади последнего времени наводят на мрачные мысли. В толпе под бело-сине-красным "национальным" флагом в мегафон произносятся фамилии, носители которых "погубили миллионы русских людей" (Сов. культура. 1 июля 1989 г.). Стали появляться и флаги других организаций. Например, черный с красной звездой в центре - анархо-синдика-листов.
В 1990 г. не только продолжало увеличиваться число флагов различных общественных организаций и партий, но и возник спор о будущем Государственном флаге России. Каким он должен быть: бело-сине-красным или черно-желто-белым? Как и в прошлом веке и в начале нынешнего, этот спор относительно двух исторических российских флагов по источниковедческим вопросам подчас имел в своей основе или приобретал политическую окраску.
Однако уже 9 ноября 1990 г правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР. Для проведения этой большой и сложной работы была образована Правительственная комиссия, по поручению которой Комитет по делам архивов при Совете Министров РСФСР организовал работу "круглого стола". В этой работе приняли участие специалисты из Москвы и Ленинграда, народные депутаты, представители министерств и ведомств, художники. В декабре 1990 - феврале 1991 года было проведено три заседания, на которых обсуждались генезис и эволюция исторических государственных символов и вырабатывалась концепция государственной символики России. Предложение о восстановлении бело-сине-красного полосатого флага практически не вызывало возражений, и небольшая дискуссия возникла лишь в связи с предложением изменить ширину полос, что было отвергнуто.
Съезд народных депутатов РСФСР в 1991 году утвердил в качестве государственного флага российский триколор. Ему сказали "да" 750 народных депутатов РСФСР из 865 участвовавших в голосовании. Статья (981 Конституции Российской Федерации изложена теперь так: "Государственный флаг РСФСР представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белогоцвета, средняя - лазоревого цвета и нижняя - алого цвета. Отношение ширины флага к его длине 1:2".
К сожалению, цвета средней и нижней полос названы неточно. Они всегда имели синий и красный, а не лазоревый и алый, что на основании исторических фактов неоднократно подчеркивалось в материалах особого совещания. (Если разница между алым и красным не так велика, то синий и лазоревый (голубой) весьма различны. Возникает вопрос, что имели в виду депутаты: сохранить исторический цвет или ввести новый триколор?).
Через три дня он был поднят над русской святыней - Кремлем. Так произошло третье рождение трехцветного символа Петра Великого
.

Материал для статьи предоставлен: Курмаевой Натальей.

Наверх

Hosted by uCoz