Симолика России.

Гербы:
Флаги:
Гимны:

Герб Российской Империи.
В России, как и во многих странах Европы, эмблемы, из которых в дальнейшем сложился государственный герб, появились в средние века. В конце XV века первый государь объединенной Руси Иван III Васильевич "строит" общегосударственную печать. Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) - важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы.В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят первый общерусский Судебник - единый свод законов страны.
Именно в это время - время успешного строительства российской государственности - гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси "самодержавием". Самое первое из сохранившихся свидетельств использования изображения двуглавого орла в качестве символа России - великокняжеская печать Ивана III, скрепившая в 1497 году его "меновую и отводную" грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения вызолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Гранатовитой палаты в Кремле.
На двусторонней красновосковой печати Великого князя Московского Ивана III на меновой грамоте (из переписки великого князя с князьями Волоцкими), на одной стороне печати изображён всадник, поражающий копьём дракона, а на обороте - двуглавый коронованный орёл. Документ с этой печатью был обнаружен Н.Н.Бантыш-Каменским среди бумаг Московского архива министерства иностранных дел. Описание печати впервые сделал М.Н.Соколовский в 1772 году, описание опубликовано в 1788 года. Однако, в XVIII веке печать не привлекла внимания общественности. Лишь Н.М.Карамзин в своей "Истории государства российского" (нач. XIX века) акцентировал внимание на первом появлении двуглавого орла в качестве государственного герба.
В "Истории государства Российского" Н.М. Карамзин высказал предположение, что символика русского державного герба ведет начало от этой печати. Действительно, печать представляет впервые соединившихся и неразрывных в течение многих последующих столетий всадника, поражающего копьем дракона, и двуглавого орла с коронами на головах. Но если на печати Ивана III обе эмблемы выступают как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел "завоевывает приоритет". В XVII веке он становится главной эмблемой российского государственного герба.
По поводу мотивов, побудивших Ивана III поместить двуглавого орла на печать нет достоверных сведений. Историками выдвигаются в основном две версии его "прихода на Русь".
Со времен историка В.Н.Татищева (то есть с XVIII века) в отечественной литературе утвердилась следующая версия происхождения герба: великий князь Иван III, женившись на Софье (Зое) Фоминишне Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, взял герб Византии (двуглавого орла) и соединил его с московским гербом - всадником. Многим последующим поколениям историков и филологов эта версия пришлась по душе, и они переносили ее из книги в книгу вплоть до настоящего времени. А вот сам Татищев сомневался в точности излагаемой им версии возникновения русского государственного герба, "о котором далее, - как писал он, - испытать оставляю более меня сведущим". Более сведующие в этом вопросе исследователи уже в начале нашего столетия скептически смотрели не только на "подарок из Византии", но и на необоснованно преувеличенное во многих исторических трудах вдияние Софьи на деятельность ее мужа - великого московского князя.
Известный во всем научном мире знаток византийских и русских печатей Н.П. Лихачев одним из первых заявил, что Иван III никакого византийского герба позаимствовать не мог, ибо в Византии, как и в Римской империи, существовали только личные печати императоров. Ни общегосударственной печати, ни тем более герба с орлом Византия не имела.
И тем не менее московский великий князь не случайно помещает мифическую птицу на печати, получившей статус государственной. В западноевропейской историографии имеется достаточное количество работ, в которых воссоздается эволюция двуглавого орла как специфического знака, превратившегося в герб двух крупнейших европейских монархий, рухнувших одновременно - Римской и Австро-Венгерской. Изображение двуглавого орла известно с глубокой древности как отражение религиозных верований народов Передней Азии, в частности шумерийцев и хеттов (III-II тыс. до н.э.). На рельефах, обнаруженных в Малой Азии, двуглавый орел изображался вместе с богами Хеттского царства. Есть сведения об украшении двуглавым орлом шумеро-аккадских и хеттских печатей. В качестве культурного наследия, перешедшего к сельджукам от древних народов Передней Азии, двуглавый орел известен исламскому миру средневековья. С ним познакомились и европейцы во время крестовых походов, постепенно придав ему свойство знака власти.
Начиная с XIII века двуглавого орла можно увидеть на монетах и печатях разных правителей в Западной Европе. Он превращается в гербовою фигуру вместе с развитием в средневековой Европе системы геральдики. В какой-то момент двуглавый орел приходит на смену одноглавому - "римскому орлу", иногда обе эмблемы сосуществуют вместе. Как результат воздействия западноевропейских традиций, которые в это время наряду с византийским влиянием утверждаются в южнославянских странах, на Балканах, можно расценить появление двуглавого орла у болгарских царей (на монетах), у сербских правителей (на печатях), в Албании - на печатях знаменитого военоначальника Скандербега Георга Кастриоти.
Можно предположить, что средневековой Руси была знакома эмблема двуглавого орла в то время, когда она использовалась как художественный мотив и в исламском мире, и у южных славян, с которыми возобновились связи, прерванные монголо-татарским нашествием. Однако, как бы там ни было, в качестве государственного символа двуглавый орел потребовался Ивану III только в последнем десятилетии XV века, поэтому он и заменил им устойчивое к тому времени изображение льва, терзающего змею.
Американский исследователь Г. Алеф полагает, что причиной явилось знакомство с делопроизводством Гасбургов - императоров Священной Римской империи. Однако Алеф подчеркивает: великий московский князь не просто скопировал с немецких печатей двуглавую птицу. Он знал, что данная эмблема идентифицируется с высоким положением западных императоров. Таким образом, по мнению американского ученого, изображение на печати русского государя двуглавого орла свидетельствует о желании московского князя продемонстрировать равенство с западными странами, особенно с императорами Священной Римской империи.
В начале нашего века о том же побудительном мотиве писал Н.П. Лихачев, заметив, что великий князь "хотел во всем равняться - в титулах, и в формулах грамот, и во внешности булл - цесарю и королю римскому".
Западноевропейские монархи считали себя прямыми потомками римских императоров. В процессе утверждения этой концепции власти возник и символ императорской власти - двуглавый орел, который отличал эту власть от королевской, означаемой орлом одноглавым. Судя по государственным печатям, двуглавый орел ко второй половине XV века выступает как герб Священной Римской империи.
Объединение русских земель, выход молодого государства на международную арену, усиление его значимости в Европе - эта новая ситуация заставляла московского князя пересмотреть концепцию власти. И вместе с отраженными в летописях идеями о божественном и наследственном ее происхождении возникает (обоснование сложилось в XVI веке) концепция равенства по рождению русского государя и западноевропейских, что повлекло за собой появление эмблемы, выражающей знатность происхождения, - двуглавого орла.
Не меньшее значение имел всадник, поражающий копьем дракона. Тенденция изображения светского всадника на русских княжеских печатях прослеживается еще с XIII века. Символизированный портрет самого князя, представленный в виде всадника, можно встретить на великокняжеских буллах (металлических печатях) Александра Невского. С XV века вооруженный всадник утверждается на печатях многих русских князей, в том числе и великих - тверских, московских. Всадник (ездец) обычно трактуется как обобщённый образ защитника Русской земли. Изображение всадника иногда воспринималось в Западной Европе в качестве герба Московии (напр., австрийским дипломатом С.Герберштейном в "Записках о Московии"), так как на русских монетах до реформы 1534 года изображался именно всадник (монеты получили имя "копейки" от копья, которым всадник убивает дракона). Близость фигуры всадника образу популярного святого Георгия-змееборца побудила потомков (начиная с XVIII века) соединить их в одно целое, хотя в XVI-XVII веках в многочисленных документах встречается вполне четкое толкование всадника как великого князя, царя, государя. Популярность культа святого Георгия именно как заступника-воина объясняет, почему святого всадника использовали князья, в частности московские, считая его своим покровителем, прежде всего в военных делах. Причем они переносили на себя не только деяния святого, но и его внешний вид.
Такое почитание могло также основываться на идее преемственности власти московских князей - через владимирских - от киевских, покровителем которых выступал тот же святой. Данная теория, как писал академик Л.В. Черепнин, формируется в конце XIV века и на протяжении всего XV века и остается одной из основных политических теорий Русского государства. Таким образом, печать 1497 года можно рассматривать как декларацию концепции власти московского великого князя. Ее символы должны были свидетельствовать, с одной стороны, о древности власти Ивана III, а с другой - о его знатности. Эти властные символы отвечали политическим устремлениям великого московского князя и должны были служить доказательством его права на титул кесаря (императора). Все последующие русские государи использовали описанные выше две эмблемы для своих печатей; они вошли в государственный герб.
Начиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. Внук Ивана III, Иван IV Васильевич Грозный, пользовался для скрепления государственных актов и писем различными печатями.На некоторых из них вместо всадника на одной стороне помещался единорог. Существовали варианты "слившихся" эмблем: на одной стороне печати распалагался двуглавый орел, но с единорогом. О создании такой печати записано даже в летописи, где сообщается, что 3 февраля 1561 года "учинена" новая государственная печать - "орел двоеглавый, а середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавый, а середи его инрог". Т.е. в центре двуглавого орла появилось изображение всадника ("езца") - одного из древнейших символов княжеской власти на "Руси". "Ездец" помещен в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.
При Фёдоре Иоанновиче меж голов орла появился голгофский крест, знак страстей Христовых. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление "голгофского креста" в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.
В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.
На печати Лжедмитрия (1604) орёл впервые был изображён под тремя коронами, а всадник на груди орла был повёрнут в правую геральдическую сторону. Во всем облике данной печати - и в иконографии орла, и в форме сердцевого щита, и в третьей - "королевской", или "Императорской" короне, и в стилистике букв надписи и декора вокруг нее сквозит иноземное, скорее всего польское, происхождение. С особой отчетливостью это проявляется в форме воздетых вверх крыльев орла с преувеличенно крупными перьями, что характерно для всей западноевропейской цивилизации.
Вступивший в борьбу с поляками и "тушинским вором" Лжедмитрием II, царь Василий IV Шуйский вернулся к исконным традициям российской государственной символики. Сохранилась его красновосковая печать, привешенная к одному из актов 1606 г., на которой с одной стороны был помещен коронованный всадник - змееборец - московский герб, а на обратной стороне - двуглавый орел с надписью вокруг него: Божиею милостью великий господарь царь и великий князь Василий Иванович Всея Руси самодержец и многих господарств господарь и обладатель.
С укреплением самодержавной власти двуглавый орел "украшается" новыми властными атрибутами. В 1625 году при Михаиле Фёдоровиче появляется новая царская печать "больше прежние, для того, что на прежней печати наше государское титло описано было несполна…". Помимо включения в титул слова "самодержец", в этой печати велено было поместить вместо Голгофского креста третью корону, и поэтому 1625 г. принят датой официального введения в государственный герб трех корон. Несмотря на весьма условную форму центральной короны, парящей в межглавии над малыми трехлепестковыми венцами на главах гербового орла, ее безусловно следует признать творением чисто русским - противопоставляемым "императорской" короне Лжедмитрия I.
Следующий этап изменения Государственного герба наступил после Переяславской Рады, вхождения Украины в состав Российского государства. 27 марта 1654 к жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и его потомкам на город Гадяч, от 27 марта 1654 приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу - регалии королевской, императорской власти.
В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империидвуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями.
В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башни Московского Кремля.
После Андрусовского перемирия, завершившего русско-польскую войну 1654-1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в России создали новую печать сообразно с новым титулом царя. Эта государственная печать знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное собрание законов, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении государственного герба .
В именном указе 1667 года "О титуле царском и о государственной печати" написано, что "Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях изображение наследника; в пазноктях скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя".
В 1672 году был составлен первый русский гербовник "Титулярник". Двуглавый орёл (без всадника на груди) в нём именовался гербом "Московским". Цвет орла в допетровскую эпоху был в основном золотым, хотя использовались различные варианты: чёрный, серебряный.
Правление Петра I ознаменовано, кроме использования предшествующих, целой серией оригинальных государственных печатей и новыми элементами государственного герба. Со времени учреждения первого русского ордена Андрея Первозванного в 1699 году орденская цепь со знаком - косым "андреевским" крестом окружала, как правило, щиток на груди двуглавого орла, на крыльях орла размещались земельные эмблемы. При Петре I в герб добавилась цепь ордена Андрея Первозванного. Впервые она отмечена на государственной печати около 1700 года. Поначалу цепь ордена окружала гербовый щит. Но на печати работы Гаупта (1710) она уже помещалась вокруг щитка на груди орла. На этой же печати щит с орлом впервые был увенчан короной, подобной императорской. Андрей Первозванный, родной брат апостола Павла, по легенде уверовал в Христа раньше своего брата и с проповедями посетил Херсонес и земли по реке Днепр, дойдя до того места, где позже был построен Киев. Пётр I посчитал это достаточным, чтобы объявить Святого Андрея небесным патроном России.
Следует отметить, что уже с 1710 года (на десятилетие раньше, чем Петр I был провозглашен императором (1721 г.), а Россия - империей) - над орлом стали изображать императорские короны.
Всадник на щитке к 1710-м годам трансформировался в Святого Георгия. Свою лепту внёс в этот процесс и сам Пётр I. В записке царя говорится, что Святого Георгия выбрали себе в герб князья владимирские после разделения "державы Владимира", а Иван Грозный объединил двуглавого орла с княжеским гербом - Святым Георгием:
"Сей герб (зачеркнуто) Сие имеет свое начало оттуду, когда Владимир монарх российский свою империю разделил 12 сынам своим, из которых Владимирские князи возымели себе герб с. Егория, но потом ц. Иван Вас., когда монархию, от деда его собранную, паки утвердил и короновался, когда орла за герб империи российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил". Хотя в официальных документах он до 1730-х годов именовался то "ездецом", то "государем" (указ 1704).
На печати 1712 года, изготовленной мастером Беккером орла окружают шесть щитков с территориальными гербами. Эта композиция затем многократно воспроизводилась на печатях последующих российских государей.
После победоносного окончания Северной войны Петру I был поднесен в 1721 году императорский титул, что, естественно, должно было повлечь за собой и появление новых символов власти, например императорской короны, на печатях и в гербе. Устанавливаются и государственные гербовые цвета: императорский черный орел на золотом (желтом) фоне. В Герольдмейстерской конторе, учрежденной в 1722 году, "раскрасили" и другие фигуры государственного герба: "поле красное, на котором изображен святой Георгий, с золотою короною, обращен он налево, он же одет, вооружен и сидит на коне, который убран своею сбруею с седловою приправою с покрышкою и подтянут подпругами, а все то колера серебряного, или белого; оной святой Георгий держит копье в пасти, или во рту, змия черного". Эти цвета получил впоследствии герб Москвы.
Приглашённый в Россию геральдист Франциск Санти в 1722 году составил официальное описание государственного герба, а 11 марта 1726 года Указом императрицы Екатерины I было закреплено описание герба:
"Орёл чёрный с распростёртыми крыльями, в жёлтом поле, в нём ездец в красном поле" (такая композиция упоминается в сенатском указе об изготовлении новой государственной печати). Но если в этом Указе всадника на гербе по-прежнему называли ездецом, то среди рисунков гербов, представленных в мае 1729 года графом Минихом в Военную коллегию и удостоившихся высочайшего утверждения, двуглавый орел описан так: "Герб Государственный по-старому: двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона-золоты; в середине того орла, Георгий на коне белом, побеждающий змия; епанча и копье желтые, венец желтой, змей черный; поле кругом белое, а в середине красное".
В 1730 году при Анне Иоанновне был утверждён рисунок герба и его цвета: "двоеглавый орёл чёрный, на главах короны, а наверху в середине Большая Императорская корона - золотые, в середине того орла Георгий на коне - белый, побеждающий змия, епанча и копьё жёлтые, венец жёлтый же, змий чёрный, поле кругом белое, а в середине красное".
Императрица Анна Иоановна в 1736 году пригласила швейцарского гравера Гедлингера, который к 1740 году выгравировал Государственную печать. Центральную часть матрицы этой печати с изображением двуглавого орла использовали до 1856 года (менялась лишь надпись имени очередного монарха: Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина Великая). При Анне Иоанновне (и при других императрицах) вместо цепи ордена Андрея Первозванного на гербе иногда изображались буквы девиза ордена: "За веру и верность", каждая в лучистом круге.
В самом начале XIX века государственный герб Российской империи чуть было не подвергся очень существенным изменениям. Император Павел I Указом от 5 апреля 1797 года разрешил членам императорской фамилии использовать в качестве своего герба изображение двуглавого орла.
В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником - наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как "коренной герб России"), наложенный на мальтийский крест.
Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом - геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. В связи со смертью императора манифест не был опубликован, но оригинал его хранился в Департаменте герольдии.
Сын Павла император Александр I 26 апреля 1801 года отказался от титула Магистра Мальтийского Ордена и удалил мальтийские крест и корону с герба.
"Новации", коснувшиеся художественного облика российского герба в первой половине XIX века, соответствовали политическим пристрастиям и вкусам самодержцев. В эпоху Александра I и Николая I трактовка двуглавого орла очень часто выдержана в господствующем в то время стиле ампир. Двуглавый орел вместо скипетра и державы держит в лапах венок с лентой и пучок стрел с факелом. Щиток на груди орла имеет необычную конусовидную форму, а цепь ордена Андрея Первозванного, титульные гербы на крыльях или вокруг орла отсутствуют. Кроме того, крылья орла оказались опущенными вниз, то есть изменили свое традиционное положение. Это-то и вызвало нарекание общественности, ибо, по мнению многих, "Россия уже не возвышает, а опускает крылья".
Новый вариант герба появился на монетах, гербовой бумаге, знамёнах. Однако на государственных печатях новый тип орла не использовался.
При императоре Николае I официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла. Первый тип - орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах.
Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом - Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом - Польский, Таврический, Финляндский. Некоторое время имела хождение и другая версия - с гербами трех "главных" древнерусских Великих Княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородской земли) и трех царств - Казанского, Астраханского и Сибирского. Орел под тремя коронами, со Святым Георгием(как гербом Великого княжества Московского) в щитке на груди, с цепью ордена Святого Андрея Первозванного, со скипетром и державой в лапах.
Своеобразную "геральдическую реформу" провел Александр II. Большой, средний и малый государственные гербы, соответствующие им печати, гербы всех членов императорского дома, родовой герб Романовых - проекты всех этих гербов с одобрения царя были распубликованы. В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б.В. Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западноевропейской геральдики стал смотреть влево. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Изображение орла (малого герба) в 1856 году изменилось: на крыльях орла появились тонкие промежуточные перья, хвост стал более орнаментальным, Святой Георгий в щитке повернулся в правую, геральдически правильную, сторону. Георгий Победоносец в рыцарском шлеме, повернутый в левую от зрителя сторону, нисколько не напоминал русского святого воина.
Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством "титульных" гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом - щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.
11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также "титульные" гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А.Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана.
Обновлённые версии Среднего и Малого гербов были изготовлены Гербовым отделением департамента Герольдии Правительствующего Сената, обсуждались по докладу бывшего министра юстиции статс-секретаря Набокова и были утверждены 23 февраля 1883 года . Рисунки Большого, Среднего и Малого гербов выполнил академик А.Шарлемань.
В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А.Шарлеманем.
Последний по времени акт - "Основные положения государственного устройства Российской империи" 1906 года - подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба.

Герб РСФСР.
После революционных событий февраля 1917 года император Николай II 2 (15) марта был вынужден отречься от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича, который в свою очередь 3 марта передал власть временному правительству. Главой временного правительства стал князь Г.Е.Львов. 1 (14) сентября 1917 года Россия стала провозглашена республикой. Все вопросы устройства России в будущем должно было решить Учредительное собрание.
8 марта 1917 года известный российский геральдист В.Лукомский предложил в письме министру иностранных дел П.Милюкову оставить в качестве герба России двуглавого орла, лишив его монархических атрибутов. Вопрос обсуждался и в комиссии при Исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов по делам искусств (в состав комиссии входили А.М.Горький, известные художники и искусствоведы А.Н.Бенуа и Н.К.Рерих, И.Я.Билибин, геральдист В.К.Лукомский).
21 марта 1917 года министр-председатель Временного правительства князь Г.Львов и министр иностранных дел П.Милюков утвердили эскиз герба для печати Временного правительства, выполненный художником И.Билибиным. На рисунке был изображён двуглавый орёл без корон, скипетра, державы и прочих регалий, по своему виду напоминающий орла с печати Ивана III.
Газета "Речь" 29 апреля 1917 года писала: "Юридическое совещание, рассмотрев вопрос о дальнейшем употреблении знака государственного герба, признало, что двуглавый орел не связан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определенным государственным строем…, а потому с удалением с него титульных гербов, а равно эмблем монархического характера… орел может быть принят для употребления как герб свободного Российского государства".
Сенат 7 апреля 1917 года по докладу министра иностранных дел распорядился опубликовать рисунок новой печати в "Собрании узаконений и распоряжений Правительства". Герб официально не утверждался, само собой подразумевалось, что изображение на государственной печати и есть герб.
Во время революционных событий февраля 1917 года уже широко использовался красный флаг. Выпускались, например, значки, изображавшие двуглавого орла с двумя красными флагами. Было принято решение о возможности использовать изображения двуглавого орла на печати Временного правительства. Исполнение рисунка этой печати было поручено И.Я.Билибину, который взял за основу изображение лишенного почти всех символов власти двуглавого орла на печати Ивана III. Такое изображение продолжали использовать и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года.
Герб социалистической России был первым гербом Советского государства. Прежде чем утвердить символы новой России, был предпринят ряд шагов по разработке революционной символики. Герб РСФСР составлен в соответствии с геральдическими правилами, но с абсолютно новыми, отличными от прежних эмблемами.
24 января 1918 года секретарь СНК Н.П.Горбунов уже обратился во Всероссийский союз мастеров и техников фабрично-заводских предприятий с просьбой предоставить образец новой печати Российской республики для обсуждения правительством. К началу марта 1918 года был готов рисунок печати, в её центре изображался меч. Авторство печати приписывается художнику Александру Николаевичу Лео (доподлинно этот факт не известен).
17 апреля 1918 года на заседании СНК обсуждался вопрос о гербовой печати, Управлению делами СНК было предложено выработать Положение о порядке её использования. 20 апреля Н.П.Горбунов выступил на комиссии Малого Совнаркома с отчётом о ходе работ по изготовлению печати. Был утверждён проект печати (с мечом), но рисунок ещё должен был одобрить Большой СНК. Перед вынесением вопроса на окончательное утверждение Ленин предложил добавить на печать слово "социалистическая" и удалить с печати меч, что и было сделано уже на вечернем заседании 20 апреля. 15 мая на заседании Малого СНК был одобрен рисунок печати с надписью: "Рабочее и Крестьянское Правительство Российской Социалистической Федеративной Республики", но вновь было высказано желание поместить на печать меч. После выступлений Ленина Малый СНК постановил "выкинуть из рисунка меч".
18 июня 1918 года на заседании СНК было заслушано сообщение Я. М. Свердлова "О советской печати", проект печати был утверждён в целом, а детали (вопрос о мече и точный текст надписи) были уточнены на следующий день, 19 июня. Таким образом печать РСФСР стала иметь следующий вид: в центре на щите-картуше, обрамлённом хлебными колосьями, перекрещенные серп и молот; внизу в виньетке текст: "ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ !" (вместо "Совет народных комиссаров" в первом проекте), а по окружности: "РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА" (вместо "Рабочее и крестьянское .....") . Художник Д.В.Емельянов 20 июня 1918 года начал делать медную печать.
Девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", ставший государственным в Советской России, был придуман К.Марксом и Ф.Энгельсом и впервые прозвучал в 1847 году на Лондонском конгрессе Союза коммунистов.
Параллельно с Управлением делами СНК разработкой печати занимался Народный комиссариат просвещения. Отдел искусств Наркомпроса в мае 1918 года организовал конкурс по разработке герба Российской республики. По условиям конкурса в гербе должны были изображаться рабочий и крестьянин, текст "РСФСР", орудия труда, лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". По итогам конкурса лучшими работами были признаны проекты Митурича, Альтмана, С.В.Чехонина.
10 июля 1918 года на заключительном заседании 5-й Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов принял Конституцию РСФСР, которая официально утверждала герб республики. В статье 89 Конституции РСФСР, принятой на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года говорилось, что Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью:
а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".
Новый герб почти точно повторял печать, принятую 19 июня; различия заключались в наличии солнечных лучей и в точном указании цветов. Рисунок герба для первого издания Конституции выполнил художник-медальер петроградского монетного двора А.Ф.Васютинский.
На обложке первого издания Конституции была изображёна иногда принимаемая за герб РСФСР эмблема, выполненная художником Е.Лансере. На фигурном щите изображались серп и молот в лучах солнца, вокруг них венок, перевязанный золотой лентой, на перехватах которой написаны красные буквы "Р.С.Ф.С.Р."; над серпом и молотом девиз; за щитом два ликторских пучка (символ власти); в нижней части ветке дуба.
Серп и молот в гербе символизировали нерушимый союз рабочих и крестьян, красный цвет - революцию, творческое созидание, борьбу; солнце - благородную цель построения коммунизма; венок пшеницы - мирный созидательный труд и благополучие державы; девиз - верность марксистскому учению. Создание столь популярной затем эмблемы "серп и молот" приписывается художнику Е.И.Камзолкину, впервые он использовал её при оформлении праздника 1 мая 1918 года в Москве. Согласно другой версии автор серпа и молота А.В.Руднев, архитектор памятника борцам революции. П.К.Корнаков приводил в своей статье данные об использовании серпа и молота на хоругвях, украшавших подъезд Мариинского дворца в Петрограде 18 апреля (1 мая) 1917 года.
Вид герба РСФСР сложился не сразу. Поначалу на банкнотах изображались различные версии. Они отличались очертаниями девизной ленты (или картуша), а на некоторых отсутствовало даже подобине гербового щита: серп и молот как бы "парили" в солнечных лучах.
В начале 1920 года ВЦИК решил улучшить художественную форму печати (и герба). 20 июля 1920 года был утверждён ВЦИК новый вариант герба, разработанный художником Н.А.Андреевым. Девиз с надписью "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" теперь размещался на красной ленте в нижней части герба, название республики приводилось в сокращённой форме "Р.С.Ф.С.Р." и находилось в верхней части щита, с каждой стороны щит-картуш окружали 7 колосьев. Новый герб был узаконен Конституцией РСФСР, принятой 12-м Всероссийским съездом Советов 11 мая 1925 года.
14-й съезд Советов 18 октября 1929 года утвердил новую Конституцию. Герб остался без изменений.
15-й съезд Советов утвердил 14 марта 1931 года новую Конституцию. Герб вновь остался без изменений.
По сталинской Конституции, принятой 21 января 1937 года, герб остался без изменений, но аббревиатура РСФСР теперь расшифровывалась по другому: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.
По новым орфографическим правилам в 1954 году были исключены точки в аббревиатуре РСФСР.
После принятия Конституции 1978 года герб РСФСР был дополнен сверху красной пятиконечной звездой с золотой каймой. Описание герба в тексте Конституции звучало так:
"Статья 180. Государственный герб Российской Советской Федеративной Социалистической Республики представляет собой изображение серпа и молота на красном фоне в лучах солнца и в обрамлении колосьев с надписью: "РСФСР" и "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В верхней части герба - пятиконечная звезда.". Положение о гербе РСФСР было утверждено Указом Президиума ВС РСФСР от 22 января 1981 года.
Изменение государственного устройства РСФСР в 1990 году потребовало изменения государственной символики страны, т.к. советский герб с его партийной символикой уже не соответствовал политическому устройству России после крушения однопартийной системы правления, идеологию которой он воплощал.

Герб Российской Федерации.
12 июня 1990 года Съезд Советов РСФСР принимает декларацию о суверенитете Российской Федерации. 5 ноября 1990 правительство РСФСР постановило начать разработку новой государственной символики. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб - золотого двуглавого орла на красном поле.
На заседании правительства 18 декабря 1991 года под председательством Б.Ельцина обсуждались 2 проекта герба: оба они представляли собой двуглавого орла, различия заключались в деталях рисунка. Однако окончательно решение о гербе принято не было.
Один из проектов вскоре был использован Банком России на новых монетах. Конечно, это было незаконное решение. Но все понимали, что со дня на день двуглавый орел станет официальным гербом. В будущем эта версия двуглавого орла стала называться "гербом Банка России". Этот орел (без московского щитка и монархических регалий) и ныне украшает монеты и боны России.
6-м съезд Народных Депутатов 21 апреля 1992 года принял Закон об изменении Конституции, государство официально получило новое название"Российская Федерация" (уже больше не "социалистическая"), и этот факт был отражён на гербе - в его верхней части согласно новой редакции статьи 180 должны были помещаться слова "Российская Федерация". Герб не получил широкого распространения, в основном в стране остались в употреблении старые гербы. Новый вариант появился в кабинете заместителя председателя Верховного Совета Р.И.Хасбулатова, на этом изображении надпись "Российская Федерация" была выполнена в две дуги золотыми буквами. На некоторых бланках (почтовых и т.п.) пятибуквенная аббревиатура старого герба была заменена новой двубуквенной.
16 ноября 1993 года Президент своим распоряжением (№740-рп) назначил комиссию по разработке герба. Председателем комиссии стал главный государственный архивист России Р.Г.Пихоя; в комиссию вошли Г.В.Вилинбахов (начальник Геральдического управления Росархива), В.В.Виноградов (директор Департамента консульской службы МИДа России), В.П.Егоров (заместитель начальника штаба Пограничных войск МБ России) и другие.
Комиссия проработала две недели, и 30 ноября 1993 года Президент России подписал Указ №2050 "О Государственном гербе Российской Федерации". Указ вступил в силу с 1 декабря 1993 года. Согласно этому документу:
Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьём дракона".
Из соображений уважения к нехристианам всадник не назван Святым Георгием. В лапах орла скипетр и держава. Этим монархическим атрибутам авторы герба придали значение защиты суверенитета и целостности государства, три короны обозначают три ветви власти: исполнительную, представительную и судебную. Красный и золотой цвета герба, как и у византийских орлов, а также у орлов, изображённых на стенах Грановитой палаты Кремля (15 век) и тронных залов, выбраны в противовес имперским чёрно-золотым.
Проект герба разработан специалистами Государственной Герольдии при Президенте России, автор рисунка петербургский художник Евгений Ильич Ухналёв. Положение о Государственном гербе, утверждённое тем же Указом, допускает использование герба без гербового щита.
8 декабря 2000 года уже по предложению президента В.Путина депутаты Государственной Думы обсуждали и приняли Федеральные Конституционные Законы о гербе, гимне, флаге. Герб и флаг были подтверждены уже существующие. Совет Федерации одобрил эти законы 20 декабря 2000 года. Президент В.Путин подписал Конституционные законы 25 декабря. Законы вступили в силу после опубликования в "Российской газете" 27 декабря 2000 и 4 января 2001 года:
Постановление о принятии Федерального конституционного закона о гербе №899-III ГД
Федеральный конституционный Закон "О Государственном гербе Российской Федерации" №2-ФКЗ
Согласно федеральному конституционному закону о гербе:
"Статья 1.
Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.".
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Первого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Материал для статьи предоставлен: Свечковой Марией.

Наверх | Большой Государственный герб Россиийской Империи

Hosted by uCoz